В дневнике вы отразите Всё, что только прочитали: В рисунках или коллажах, В письмах, комиксах, стихах, В схемах, ребусах, таблицах, В разных символах и лицах. Пишите понятно! Пишите опрятно! Пишите всегда в дневниках аккуратно. Пишите о книгах, что самим интересно. Скука, занудство здесь вовсе не к месту. Пишите о светлом. Пишите о добром! Стиль должен быть кратким, весёлым и бодрым! За орфографией строго следите, С запятыми, конечно, дружите! Дневник заполняйте свой очень старательно, Даты проставьте везде обязательно!
Программа рассчитана
на период летних каникул
и действует
с 1 июня по 31 августа Подведение итогов
и награждение победителей в сентябре.
Если ты любишь мечтать и фантазировать,
если ты хочешь проникнуть в «секреты» волшебной сказки, познакомиться с
чудесным сказочным миром и его героями, приглашаем тебя в путешествие по
тридевятому царству,небывалому государству.
Заканчивается учебный год.
Школьники получают списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки
произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано
в Читательский дневник. И это требование вести Читательский дневник
часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребёнок начинает
негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно,
ни к чему хорошему это не приведёт. Разберёмся, зачем и кому
нужен Читательский дневник. Некоторые родители с возмущением
говорят: «Я против читательских дневников. Это «автоматическое»
выписывание главных героев, сюжетных линий — я вообще иногда не помню, как кого
зовут и на имя автора не помню. Понравилось - прочитала-забыла»
Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того,
чтобы забыть?! Дети читают произведения не
для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения
какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в
школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны,
в которых необходимо вспомнить многое из того, что когда-то читал. Если
ребёнок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была
прочитана впустую, в голове ничего не осталось.
«Моей дочери это не надо,
и делает всё из-под палки. Любви к чтению у неё это не
прибавляет». Конечно, если ребёнок делает из-под палки, то положительных эмоций
это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для
развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребёнка
делать выводы из прочитанного, помочь ребёнку лучше запомнить и понять
произведение. Среди родителей немало есть и сторонников
ведения Читательского дневника: «В начальной школе ЧД — это хорошо.
Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном,
сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает
формулировать свои мысли письменно.» Совершенно верно подмечено, что ведение
Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном. Эту же мысль продолжает
другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это
делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Чётко было видно, как во
2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3
классе — было уже просто»
Так зачем же всё-таки нужен Читательский
дневник?
В начальной школе ученикам очень трудно
сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите
ребёнка сказать, о чём он прочитал. В лучшем случае, ребёнок начнёт очень
подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать
одним предложением, о чём написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или
выразить главную мысль текста ученики 1 – 2 класса и часто даже и
3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать. При
ведении Читательского дневника ребёнку нужно главную мысль
записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребёнок
учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой. Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребёнок
лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит
это произведение.
Записывая автора
произведения, главных героев, ребёнок запоминает эти данные. Если это
произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов,
викторин, ребёнок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев
произведения, и сюжет. Читая различные произведения и записывая общее
содержание в читательский дневник, ребёнок тренирует не только навыки письма, но и
учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора,
понять, что же своим произведением автор хотел донести до
читателя. Ребёнок развивает читательские навыки,
культуру читателя. Родители, контролируя ведение
читательского дневника, могут легко отследить интересы ребёнка, понять какой
жанр или направление больше интересуют ребёнка и, при необходимости,
подкорректировать направление чтения, предложить ему книги другого жанра.
Как же оформить
читательский дневник?
.
Для Читательского дневника
можно использовать обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на
весь год, а не только на лето.
Колонки:
дата чтения, автор, название произведения, содержание книги (о чём эта книга) - ребёнок записывает в 1-2
предложения - основную мысль текста. главные герои, чему научила тебя книга, её герои, их поступки (вывод). При регулярном заполнении
это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребёнка
произведение. В учебном году дети обращаются к своему Читательскому
дневнику и вспоминают, какие рассказы они читали, героев, авторов произведений
и другие данные.Некоторые дети очень любят читать
Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название
статьи и, конечно, о чём ребёнок узнал. Чтение энциклопедии – это
тоже чтение. Научите своего ребёнка
вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше
ребёнок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение
Читательского дневника, Вы научите ребёнка анализировать прочитанное,
лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.