По данным медиков в современных городах
осталосьне более 5% здоровых жителей. Около
20%- практически здоровых, т.е. с незначительными дефектами. Остальные 70-75%
страдают хроническими недугами, передаваемыми понаследству. В докладной записке академика
РАНговорится, что состояние здоровья
россиян, особенно детского и подросткового возраста, становится фактором,
угрожающим безопасности страны. Более трети новорожденных рождаются больными. Нам, библиотекарям, приходится иметь дело с
физически, а порой и психически ослабленными детьми, что требует особого
подхода в работе с ними. На территории
нашего города на протяжении 25 лет работаетРеабилитационный центр «Добродея» для детей и подростковс ограниченными возможностями: дефектами
умственного и физического развития.
И в
течение 10 лет ЦГДБ им.Н.К.Крупской
поддерживает с этим центром тесные взаимоотношения в приобщении к книге больных
детей. За эти годы сложиласьсистема
работы с «особенными» детьми, в которой мы с уверенностьюможем поставить знак равенства между двумя
словами: книга и лекарство. Наша
деятельность осуществляется в рамках совместнойтворческой Программы «От добрых слов - к добрым делам».
В реабилитационном центре «Добродея» кроме
инновационных терапевтических технологийшироко используется лечебный эффект книг. Помощником в этом деле для
ребят, проходящих лечение в центре, являетсяЦГДБ им.Н.К.Крупской. Литературные
чтения, проводимые библиотекарямис
детьми, нацелены на формирование устойчивых взглядовна мир, учат человеколюбию, критическомуотношению к себе, развивают любовь к чтению,
обогащают духовный мир формирующейсяличности. Отобранные для чтенияи обсуждения книги представляют собой«банк жизненных ситуаций». Этиситуации и являются предметом обсужденийс детьми. Соотнесенныес жизненными проблемами детей,они и используются как терапевтическое
средство и предполагают открытие в литературном произведении идей, образов,
которые могут быть использованы в качестве «внутренних опор», при выстраивании
своего отношения к жизни, к миру,
к самому себе.
Терапевтический эффект оказывает не только
литературное произведение, но и сам процесс совместного чтения и размышления о
нем.В реабилитационном центре «Добродея» пациенты
- разного возраста, начиная с младшего дошкольного до совершеннолетнего.
С младшей группой работу строим на литературе
в жанре сказки. Основная форма - ролевые игры по прочитанным сказкам. Сказка
дает возможность детям примерить на себя действия и поступки литературных
героев, прожить, проиграть чужую жизнь и вынести из этого нравственный,
жизненный урок.
В репертуар импровизированных театрализаций мы включаем сказки, начиная от «Теремка» до
«Русалочки»
Г.-К. Андерсена. В работе библиотекари используют пальчиковые куклы,
кукольный театр, театрализованные постановкис привлечением ребят из средней и старшей групп.
Для детей старше 10 лет литературные
чтенияносят дискуссионный характер,
зачастую, это интерактивное чтение, которое основано на изобилии вопросов по
тексту литературного произведения. При отборе книг учитываются следующие критерии: наличие «проблемной» ситуации и способы её
разрешения; яркие эмоциональные переживания героя;
высокий художественный уровень произведения. С ребятами 6-10 летработаем со сказкой Г.Цыферова «По чудака
лягушонка», котораясодержит
восторженныйпоэтическийвзгляд на мир, со сказкойГ.-К.Андерсена«Чайник», учащей любить и «забывать себя ради
других»,
рассказом М.Зощенко «Елка», порицающим
жадность, со сказкой
О. Уайльда «Мальчик - звезда», которая дает возможность
распознавать настоящую красоту, осуждает заносчивость, гордыню,
неблагодарность.
С подросткамиобсуждаем вопросы взаимодействия
с людьми в социуме: говорим о дружбе
(по рассказу Ю.Яковлева «Когда уезжает
друг»), говорим об умении за внешними проявлениями видеть главную сущность
человека, когда внешний и внутренний мир
не совпадают
(Р.Погодин «Сима из четвертого номера»),о
проблемах дружбы и предательства, чести и совести, о праве человека судить другого (В.Железников
«Чучело»), как научиться делать своё
дело в жизни, постоянно совершенствуясь в этом (И.С.Тургенев «Серебряная птица
и желтая лягушка»). Еще
один аспект терапевтического воздействия книги на «особенного» ребенка – с ее
помощью показать возможность сопротивления недугу, обретения счастья,
пониманиясмысла жизни, любви и
признания. Для этогомы подобрали книги,
которые рассказывают,как другие люди,
оказавшиесяв сходных ситуациях, сумели
найтисвое место в жизни, осуществили
выбор: смириться и страдать или бросить
вызов судьбе. Для ребят младшего возраста - это книги С.Михалкова
«Фантик», Ю.Ермолаева
«Дом отважных
трусишек», В.Крапивина «Та сторона, где ветер» Для
подростков – А.Маршал «Я умею прыгать через лужи», А. Лиханов «Солнечное
затмение»,Т.Крюкова «Костя + Ника», Л.Кассиль «Держись капитан», Е.Мурашова
«Класс коррекции».
Слушая и
читая литературные произведения, ребенок накапливает жизненные ситуации, которые
могут быть активированыв случае
необходимости. Если же не представится случай, останутся не использованными.
Поэтому ребенкас раннего возраста учим отвечать на вопрос: «Чему меня научила эта
книга?» и сравнивать с собственным поведениемповедение героев, примерять на себя все аспекты жизненных проблем героев,
тогда ему легче будет выбратьсяиз собственных проблем.
Подобный опыт
приобретаетсяна наших занятиях.
Отрадно видеть, как загораютсяглаза ребенка, спешащего поделиться своими
впечатлениями о прочитанном, выразить собственное мнение о поступках героев, а
значит, вместе с ними прожить, прочувствовать события предложенной библиотекарями
книги, и, в итоге, найти в себе силы противостоять трудностям и стать
оптимистом.
Заведующая отделом «Отрочество» Ильина Н.М. ЦГДБ им. Н.К.Крупской,
МБУК г. Шахты «ЦБС»
Семейный информационно-досуговый центр "Радуга"
С 2007
года ЦГДБ им. Н. К. Крупской сотрудничает
с Шахтинским реабилитационным
центром «Добродея». Дети с
дефектами умственного и физического развития, с детским церебральным
параличом, болезнью Дауна, аутизмом находятся в центре всего два месяца. Остальное время ими занимаются только
родители, хотя эти дети как никто другой нуждаются в общении. В результате
родилась идея в
библиотеке создать семейный информационно - досуговый центр «Радуга», включающий
в себя Школу воскресного чтения, театр книги «Теремок», школу Самоделкина,
воскресный клуб «Почитайка»,
где наряду с больными детьми будут заниматься
и здоровые дети. Взаимодействие больных детей
с их здоровыми сверстниками в совместно проведенном досуге имеет
большое
значение для социализации детей с ограниченными возможностями.
Сегодня
в нашем клубе - 78 участников: из них 43 -дети инвалиды, а 35 человек их родители.
7-10 семей приходят в библиотеку каждое
воскресенье, но этоне всегда одни и те же люди.
Посещения
зависят от здоровья детей и транспортно-погодныхпроблем в городе.Готовя очередную встречу, библиотекари
прилагают максимум усилий, чтобы сделать её интересной, занимательной,
запоминающейся.Циклыкнижныхвыставок, утренники, спектакли,
литературные игры … на разные вкусы и возможности… 7-10 семей приходят в библиотеку каждое
воскресенье, но этоне всегда одни и те же люди. Посещения
зависят от здоровья детей и транспортно-погодныхпроблем
в городе.
Праздники в рамках проекта – это организация интересного досуга для
детей с ограниченными возможностями. Эти мероприятия очень важны для
социализации ребят. На поддержку впечатлений детей о своем доме - месте
рождения и жизни, поддержку любви к родным людям нацелены такие наши праздники:«Рождественские
встречи», «Щедрый вечер, добрый вечер», «Бабушке букет подарим», «Пусть детство
звонкое смеется». Это праздники «Семья
для Домовенка Кузи», «Шлет весна цветную телеграмму», «Ода книге», «Сказка для ума закваска». С 2013
года дети в клубе «Радуга» начали подготовку к юбилею самого
увлекательного детского журнала «Мурзилка». Ребята знакомились с творчеством
писателей, «вышедших» из «Мурзилки», с художниками-иллюстраторами, историей журнала и его героя, сказочными жителями Маленькой страны. Вся эта
работа закончилась большим торжеством для юных читателей и их родителей Библио–шоу
«Как на Мурзилкины именины» в «Библиосумерки» 2014 года. В
Школе Самоделкина наши читатели сделали
Мурзилке подарок - торт из фантиков, писали пожелания на бумажных
ладошках, рисовали портрет любимого героя.
ВШколе
Самоделкина большое значение в воспитании особенных детей отводится творчеству.
Какому? Неважно!Главное, чтобы было
интересно и весело! Основная форма занятий - мастер-классы. Рисование, поделки из
бумаги, вышивка, роспись по ткани, поделки из природного материала - это
творчество, игра, массаж, пальчиковая гимнастика и один из методоварт – терапии. В Школе творческие занятия
проводят и родители, ибиблиотекари,и специалисты по
трудовому обучению реабилитационного центра «Добродея».Все работы ребят хранятся в библиотеке и
часто используются в оформлении книжных выставок
инаших праздников. С большим интересом ребята участвуют в работе
театра книги «Теремок». Дети охотно играют с куклами. В этих играх
задействованы руки, мысли, язык, чувства. Благодаря игре устанавливаются
прочные дружеские отношения, между больными
и здоровыми детьми.
Своеобразным мостиком, по которому наши
читатели перешлиот сказки к более серьезной
литературе, сталотворчествоЭдуарда Успенского. Целый цикл мероприятий по
его книгам стал настоящим открытием для юных читателей и их родителей. «Азбука
для Кощея» учила детей буквам, читать и считать. А викторина «Угадаешь, деточка, от Шапокляк –
конфеточка»,проведеннаявредной Шапоклякв Неделю детской книги, стала украшениембольшого
праздника «Юбилей среди
друзей».
Много временив Школе воскресного чтениямыуделяемгромкому чтениюдетских произведенийс одновременнымобсуждением. Чтение с обсуждением позволяет
учиться видеть и понимать тот особый язык, которым говорит с детьмихудожественное произведениеи открывать все тайны лучших детских книг. Мы
обсуждаемсказки Тамары Крюковой,
миниатюры Сергея Козлова, рассказы из «Чистого Дора»Юрия Коваля,учимся смотреть и удивляться вместе с Геннадием Цыферовым, находить
необычное в привычном в рассказах Виктора Голявкина.ТворчествуНиколая Носова мы посвятили не одну встречу, у
этого замечательного писателя нет ни однойгрустной инеинтересной книги.
Оптимизм, веселье и задор, которыминаполнены
его произведения, так необходимы и важны нашим особым детям.
.
В то время, когда ребята присутствуют на
организованных для них мероприятиях, родители получают консультации о том,
чточитатьи как читать ребенку, как обсуждать
прочитанное на встречах ввоскресном клубе «Почитайка». Ведь первоочередной задачей, ставшей
переднами, было научить родителей
выбирать лучшие книги для чтения иобсуждения. В результате
нашей деятельности на базе ЦГДБ
им. Н. К. Крупской стал активно
работать центр общения для детей-инвалидов и их родителей,
что позволило привлечь детей с ограниченными физическими
возможностями к участию в
культурно-просветительских и досуговых мероприятиях и повысить
читательскую активность семей
с детьми-инвалидами. В идеале мы планируем привлечь к работе нашего
клуба все шахтинские семьи с детьми инвалидами. Всего таких особых детей в городе Шахты 187 человек.
Мнение о работе семейного информационно-досугового центра выразила председатель родительского комитета клуба "Радуга" - Губенко Наталья Вячеславовна: «Дети стали больше читать, активнее
общаться»и«Общаясь, дети помогают друг другу во
всевозможных занятиях и учатся ценить книгу. Именнотак, с детства, формируется нормальное
восприятие людейс ограниченнымивозможностями». Пожелания
отнаших постоянных участниковклуба «Радуга»:
«Пусть будет небо чистое над вами Пусть будет жизнь по-доброму светла Живите,окруженные друзьями И всех Вам благ, здоровья и тепла!»
Еремина
Юлия Викторовна – библиотекарь
отдела «Детство» ЦГДБ им.Н.К.Крупской МБУК г.
Шахты «ЦБС»