сайт цбс Шахты

 

















Новости






































Архив новостей 2019 г.: Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь




 2019 год - год юбилея Центральной городской детской библиотеки им. Н. К. Крупской.
Ей исполняется 85 лет!

В библиотеке собрано для читателей около 50000 книг.
Все они написаны известными писателями и поэтами.

Но к юбилею библиотеки нам бы хотелось, чтобы рядом с книгами маститых писателей,
встала книга, написанная нашими читателями.
С февраля 2019 года мы открываем наш фестиваль "Сочиняем сказку сами" Подробнее



Март



Неделя детской книги



    Неделя детской и юношеской книги в ЦГДБ им. Н. К. Крупской  открылась  литературным праздником «Сказочные гости». В гости к ребятам пришли Буратино, Шапокляк и Гарри Поттер.
Викторины, конкурсы, веселые соревнования для читателей библиотеки были организованы с участием их любимых героев.
Театрализованные  эпизоды из книг стали частью праздника. А библиотекарь еще раз напомнила ребятам о том, как возник этот праздник и стал ежегодно отмечаться в нашей стране в дни весенних школьных каникул.
Весело и непринужденно прошел конкурс на лучшего знатока детских книг.


      Неделя детской и юношеской книги для ребят РЦ «Добродея» началась с литературного знакомства с повестью классика детской литературы Анатолия Алексина «Саша и Шура». Воспитанники средней группы узнали интересные факты из жизни писателя, который пятиклассником уже печатался в детских газетах и журналах. Несмотря на то, что повесть вышла в 1956 году, она вызвала неподдельный интерес у современных ребят, которые тоже испытывают трудности в изучении русского языка. Особенно понравились ребятам забавные главы повести, которые связаны со сценами обучения. В результате оба Саши успешно справились с переэкзаменовкой.


      27 марта дошкольники младшей группы познакомились с творчеством детского писателя Эдуарда Шима. Сказки-несказки этого писателя, знатока и любителя природы, рассказывают детям об интересных происшествиях в лесу в сказочной форме. Знакомят с природой и её обитателями. Творческое прочтение сказки «Спите, спите мышата» прошло в форме ролевой игры. Прочитав сказку, дети разыграли её по ролям и обсудили её события.
 



Познавательное путешествие



    В лицее № 3 прошло познавательное путешествие «Во горнице, во светлице». Учащиеся познакомились с убранством русской избы, с предметами крестьянского быта и обихода.
  Презентация познакомила ребят с забытыми сегодня понятиями "полати", "бабий кут", "красный угол", "посудник"; для чего служили светец, валек и рубель; чем кринка отличалась от чугунка и горшка.
  С помощью игровых заданий школьники испытали на себе "прелести" крестьянской жизни: вспомнили, как принимали гостей на Руси, как гадали с помощью различных предметов, во что играли наши предки. Ребята отгадывали загадки о предметах крестьянского быта.
    Многие из этих предметов уже ушли в прошлое: сейчас никто не стирает белье вальком, не гладит рубелем, не использует для освещения лучину и светец, но, всё же мы должны знать, как жили наши предки, ведь именно так и воспитывается любовь к Родине.



День поэзии



    21 марта ежегодно во всем мире отмечается День поэзии.
В этот день в детском саду № 44 было проведено мероприятие «Стихов волшебный фейерверк».
   Ребята читали наизусть стихотворения К. Чуковского, А.Барто, Б. Заходера, В. Берестова, С. Маршака, Е. Благининой. Приняли участие в играх: «Придумай рифму к словам», «Знаем с детства наизусть». С интересом подбирали кубики соответствующих цветов для стихотворений из цикла «Разноцветная книга» С.Маршака.

  Детям  нравятся весёлые и добрые стихи. Они вызывают разные чувства: восторг, волнение, благодарность. А также помогают сформировать представление о том, что такое ответственность, забота, дружба.



Всемирный День Земли



      Экологический час «Есть прекрасная планета под названием Земля!», посвящённый Всемирному Дню Земли, прошёл для воспитанников детского сада «Чайка».
     Ребята смотрели  познавательное видео «Земля – наш  дом!» Узнавая интересные сведения о планете, дети рассказывали, как нужно беречь Землю.
   Вместе с Лесовичком гуляли по лесным тропинкам, отгадывая жителей Лесного многоэтажного дома. Рассказывали сказочному Хранителю леса при помощи «запрещающих знаков» правила поведения в лесу, отгадывали загадки.



Миг просветления



    Родословная М. А. Шолохова уходит в даль веков. Учащиеся 10-А класса лицея № 11 познакомились с биографией нашего знаменитого земляка.
  Шолохов навсегда связал свою жизнь со станицей Вёшенской. Гордился, что родился и вырос на Дону. Рассказ «Родинка» открывает сборник «Донских рассказов» писателя. Нелёгкий период Гражданской войны изображает автор в этом рассказе.

    Ребята отметили, что главный герой Николка, которому всего 18 лет, предстаёт повзрослевшим и даже состарившимся, благодаря суровому жизненному опыту, который ему дала Гражданская война. Герой рассказа - атаман банды Кошевой не принял советскую власть и вынужден волком ходить по родным краям.
    В ходе обсуждения ребята отметили, что Гражданская война - это самая страшная война, потому что врагами оказались близкие люди: отец и сын. Их опечалила судьба убитого юноши, которому не дано было ни учиться, ни землю пахать. В заключение ребята отметили, что проблема братоубийственных войн актуальна и в наши дни.



Афанасьев А. Н. - собиратель русских сказок


    Александр Николаевич Афанасьев - исследователь народного творчества, историк литературы и фольклора. Любитель старины, Афанасьев, имел привычку бывать на толкучке у Сухаревой башни - там он приобретал старинные рукописи и книги. Из находок собралась большая и ценная библиотека. Афанасьев извлекал из неё сведения для истории русской культуры.
  С творчеством Афанасьева познакомились ребята коллектива «Синяя птица» ГДДТ. Дети читали вслух сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Дочь семилетка». Удачно ответили на вопросы викторины «Сказочный ларец» и решили кроссворд по русским народным сказкам, так бережно собранным Афанасьевым.



Встречи в клубе "Почитайка"


      Знаете ли вы, что такое сундук? Это большой ящик с крышкой и замком, в котором в былые времена хранили одежду и ценные вещи.
    В минувшее воскресенье к завсегдатаям клуба семейного чтения «Почитайка» пришёл в гости таинственный сундук. В его недрах хранились сказочные секреты, которые он не стал скрывать. Ну вот, например, яблоки, любимые многими. Оказалось – самые коварные фрукты! Вспомнили прародительницу Еву, Геракла и его двенадцатый подвиг, Париса, вручившего яблоко раздора прекраснейшей из богинь. А сказки? Они ещё и яду добавили в эти плоды.
   Много таинственных предметов лежало в сундуке: большое белое перо крупной птицы, волчий хвост, тёмные очки с треснувшими стеклами, помятая шляпа, рваные перчатки какого-то кота и пакет с перчаточными куклами – героями русской народной сказки. Посоветовавшись друг с другом, дети решили, что куклы – из сказки «Теремок». Клубный театр-экспромт разыграл эту сказку с особым удовольствием.
    Литературный праздник получился увлекательным, познавательным и немного… таинственным.



Эпоха преобразований: петровские реформы




   Имя Петра I известно далеко за пределами нашей страны. Царь-реформатор, царь-плотник, первый император России, «вечно в трудах пребывающий» и не стыдящийся мозолей на своих руках.
    Пётр властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант и кипучую энергию ускоренному развитию всех начал, возникших до него.
    Главной задачей царя стало повышение международного авторитета России, укрепление её военной мощи. Он создал регулярную русскую армию и военно-морской флот, страна получила выход к Азовскому и Балтийскому морям. Пётр I основал Санкт-Петербург, ставший столицей России. Были учреждены губернии, Сенат и коллегии, принята «Табель о рангах», разработаны Воинский и Морской уставы.
    Произошли преобразования в области просвещения и распространения знаний, в архитектуре, живописи, литературе.
    Пётр I – личность необыкновенная, надёленная разнообразными талантами. Он умел держать в руках шпагу, уверенно чувствовал себя за столом дипломатических переговоров, владел пером, выступал автором указов и регламентов. Ему без напряжения давались и ремёсла.
    В ходе преобразований первой четверти XVIII века Россия превратилась в одну из сильнейших держав Европы. Скачку, совершенному в те годы, страна была обязана трудовым усилиям и ратным подвигам простых людей – пахарей, ремесленников, работников мануфактур и солдат. Но в центре преобразований стоял Пётр I.
«То полководец, то герой,
То мореплаватель, то плотник»
   Таким предстал образ первого российского императора перед восьмиклассниками школы № 21 на историческом часе «Эпоха преобразований: петровские реформы».

  




РАЙОННЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
"ЖИВАЯ КЛАССИКА"




     В Центральной городской детской библиотеке им. Н. К. Крупской  в очередной раз прошёл районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Он вновь показал, что чтение способно воздействовать на человека всесторонне, расширять его жизненные горизонты, эмоционально обогащать. Растя человека на лучших образцах художественной литературы, мы проецируем ему духовно богатую жизнь.
       Конкурс порадовал активной заинтересованностью родителей и педагогов в подготовке и поддержке конкурсантов при выступлении.  Участники читали прозу, каждый был уникален в своём выборе: от «Анны Карениной» Л. Н. Толстого, произведений А. П. Чехова, И. С. Тургенева до юмористических рассказов В. Ю. Драгунского и Саши Чёрного.
     Многие конкурсанты в этом году выбрали для чтения военную прозу: С. П. Алексеев «Брестская крепость», Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», Е. Г. Пономаренко «Леночка», А. А. Фадеев «Молодая гвардия».
    Каждое выступление выливалось в театр одного актёра с использованием атрибутов сценического искусства: костюмов, элементов декорации, музыки. Не было неинтересных выступлений, и всё же лучшими члены жюри признали участников:



      

I место – Енина Алисия

(МБОУ СОШ № 20, 8-А класс. И. Гарионов «Письмо дедушке Сухомлинскому»).

II место – Пермякова Ольга

(МБОУ СОШ № 25, 9-Б класс. Ч. Айтматов «Материнское поле»).

III место – Кузнецова Александра

(МБОУ СОШ № 27, 8-А класс. И. А. Туричин «Крайний случай»).





ФОТОГРАФИИ КОНКУРСА
смотреть



Литературная гостиная



   К 80-летию С. Королёва прошло мероприятие в лицее № 11 «Хочу услышать, как судьба поёт».
   Имя донского поэта Сергея Королёва входит в число лучших донских авторов. Ребята познакомились с биографией поэта, узнали о его нелёгком детстве, о пережитой немецкой оккупации.
  Станица Кагольницкая, в которой прошло детство поэта, незабываемой нитью проходит через его зарисовки и дневники. Учащиеся особенно обратили внимание на стихи поэта. посвященные истории казачества и донского края. Не оставили без внимания лирические произведения, посвященные романтической любви к прекрасной даме. Тонкая, глубоко лиричная поэзия Королёва понравилась юным читателям.



Россия православная


    Час духовности был проведен в 4-Б классе лицея № 3, посвященный Всероссийскому дню православной книги.
   Вниманию ребят были предложены книги «Русские святые» из серии «России верные сыны» и Н. В. Скоробогатько «История о великом святом. Сергий Радонежский».
    Эти книги помогли ученикам ответить на вопросы: какую роль в истории нашего Отечества сыграли великий игумен Сергий Радонежский, почему многие люди в трудные минуты их жизни обращаются к нему за помощью?
   Сергий основал монастырь, который стал одним из центров в русского христианства. Монастырь до сих пор называется именем его основателя - Троице-Сергиева лавра. Преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на битву с татаро-монгольской ордой (знаменитая Куликовская битва) и предрёк ему победу.
   Ребята рассматривали иллюстрации  с  картин М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»,  «Преподобный Сергий Радонежский», «Труды Сергия Радонежского» и Ю. Ракши «На поле Куликовом».
   Для учеников также было открытием, что Сергий Радонежский - покровитель всех учащихся.



Сказочные героини


     Сказочная героиня - чаще всего невеста главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдётся Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная.     Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - всё честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовскими способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной… В общем, она явно непростая девушка.
  "Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная.
   Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя "Василиса" можно перевести с греческого, как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену.
    О девицах-красавицах узнал коллектив "Синяя птица" ГДДТ г. Шахты. Девочки легко прошли викторину "Кто в золотом тереме обитает", отгадали имена всех сказочных героинь.



Знакомство со справочно-библиографическим аппаратом



   «Вы пришли в библиотеку, и видите много полок, на которых расставлены несколько тысяч книг. Вам нужно посмотреть книги о спорте, о спортсменах. Как вы поступите? Будете обходить все полки справа налево или слева направо, а потом вдоль и поперек, пока не увидите нужную вам литературу?» - с этого вопроса начался урок информационной грамотности о справочно-библиографическом аппарате библиотеки, проведенный в лицее № 6  сотрудником библиотеки.
      Найти необходимую информацию легко, если знаешь, как и где искать. Верный помощник в  поиске нужной книги – каталог. Необходимую к уроку информацию нужно искать в словарях и справочниках, в многотомных энциклопедиях.
    На практике ребята познакомились с алгоритмом поиска в библиотеке. "Спрятанное слово", "Кто быстрее", "Такой разный словарь" - эти и другие конкурсы позволили закрепить знания и умения ребят в самостоятельном поиске информации.
       Игра "Что? Где? Когда? " научила давать точный ответ на самый каверзный вопрос.
   Эти знания и умения помогут школьникам легко ориентироваться в огромном потоке информации, в учёбе.



Международный женский день



    Для читателей библиотеки прошёл праздник «В этот день, весной согретый, все цветы, улыбки – вам!». Ребята четвёртых классов школ № 1, № 9 подготовили сценки, посвящённые Международному женскому дню, стихи, поздравительные плакаты. Девочки школы №1 подготовили танец (учитель Воротникова Елена Ивановна) и музыкальный номер, в котором участвовали гости праздника. Четвероклассники школы №9 (учитель Фёдорова Наталья Ивановна) показали юмористические сценки, исполнили песню. Воспитанники театра-шоу «Аншлаг» (руководитель Ткачёв Андрей Борисович): Гондусова Дарья, Кольцов Даниил, Сапронов Пётр, Галычева Дарина, Эркаева Рита - выступили с праздничными номерами. Ребята, гости праздника участвовали в конкурсах, викторине, читали стихи, смотрели видео-открытку «С 8 Марта».




Весенние праздники на Дону



     Ученики 3-В класса лицея № 3 совершили небольшой экскурс к истокам возникновения одного из древних, весёлых и любимых народных праздников - Масленица.
    "Перелистывая" семидневный календарь, ребята узнали, что каждый день недели имел своё особое назначение. Познакомились с особенностями встречи Масленицы на Дону, которая носила ярко выраженный военизированный характер: скачки, джигитовка, "штурм" снежной крепости, "выход на кулачки".
   Вспоминали заклички, пословицы, поговорки о блинах, о Масленице. Вслух читали стихотворение Н. Дика "Приходи скорей, весна!" о Масленице. Исполнили частушки, подготовленные к празднику.


  В лицее № 3 проведён час русского фольклора «Масленица-пышка на улицу вышла».
  Ребята познакомились с историей празднования Масленицы на Руси, с названиями дней масленичной недели, с пословицами и поговорками, ответили на вопросы «блинной викторины».
  В заключение библиотекарь прочитала сказку «Масленица», которая учит доброте, щедрости, взаимопомощи и заканчивается словами:

Ты с каждым счастьем поделись,
И хлебом, и мечтой!
Прекрасно в мире будем жить
Одной большой семьей.


Архив новостей 2018 г.: Декабрь Ноябрь Октябрь Май  Апрель  Март  Февраль  Январь

    Яндекс.Метрика